12 дочерей Сатаны 

В прошлом все свои болезни и болячки люди связывали с проделками нечистой силы и, как правило, представляли их себе в виде злобных и коварных существ, чаще всего - в образе худых безобразных женщин. 

"Как огня россияне боялись сестер лихорадок. Имя свое они получили заслуженно, так как лихо радели, то есть причиняли вред человеку." 

Экзамены для лихорадок 

Лихорадка может быть и женщиной в белом, с непокрытой головой, и безобразной, косматой, сгорбленной старухой с клюкой, которая стучит в окна домов. Лихорадку-веснуху представляли белым мотыльком, бабочкой. 

Согласно одной из версий, лихорадки — дочери ада, Сатаны, которые были прокляты Богом и осуждены до конца мира ходить по земле и мучить грешников. 

По другой версии, лихорадки – дочери царя Ирода, которых проклял Иоанн Креститель. Вот как об этом говорится в легенде: «Однажды Иоанн Креститель шел по дороге и повстречался с семьюдесятью семью девицами. Все они были одеты в дорогие платья, а Иоанн Креститель был одет только в верблюжью шкуру. Увидели это девицы и принялись насмехаться над странником. Тогда он остановился и спросил их: «Что вы за девы и куда идете?» Те отвечали, что они — дочери царя Ирода и идут купаться. Иоанн Креститель сказал им: «За то, что вы надо мною насмеялись, будьте вы, анафемы, трижды прокляты! И пусть в вас вселится болезнь, которая будет вас трясти, корчить, ломать, знобить, сушить. И где только вы ни появитесь, от вас все люди будут болеть и будут проклинать вас. Не умрете вы до скончания века и будете невидимо ходить меж людей и мучить их, люди же будут вечно за то вас клясть». 

По поверью, с конца осени до середины зимы лихорадки сидят в мрачных подземельях ада, прикованные к железным стульям двенадцатью цепями. Есть им все это время никто не дает, и потому к концу срока своего заточения они превращаются в ходячие скелеты. Хозяин Преисподней - Сатана - делает это специально, чтобы как можно сильнее озлобить лихорадок и только после этого выпустить на землю. 

Вместе с Сатаной лихорадками в аду управляет их старшая сестра - Невея. Время от времени, чтобы лихорадки не забыли, для какой цели они предназначены, Невея устраивает им «экзамены». Переходя от одной сестрицы к другой, она выслушивает их речи: «Имя мне Перемежающаяся и Дневная: мучаю ежедневно, двухдневно, трехдневно, четырехдневно и недельно», «имя мне Переходная: перехожу у человека по разным местам с места на место, ломлю кости, спину, поясницу, голову, руки», «имя мне Пухлея: раздуваю брюхо, как пузырь говяжий, ноги и все тело опухает и отекает», «имя мне Глухея: ложусь у человека в голове, уши закладываю, делаю человека глухим», «имя мне Ломея. Ломлю у человека кости, голову, спину, аки сильная буря сырое дерево»... 

Не отвечай на голос невидимки! 

2(15) января Невея наконец открывает двери подземелья и посылает своих сестричек «жечь и палить, в мир ходить, христианский род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть». 

Лихорадки теплолюбивы. Очутившись на морозе, они тут же начинают искать себе пристанище в жилых домах, где и нападают с голодной жадностью на ничего не подозревающего человека. 

Именно поэтому, наученные прошлым горьким опытом, многие жители деревень утром 2 января (по старому стилю) омывают наговоренной водой притолоки у дверей своих домов, чтобы преградить нечистой силе вход в жилище. Неосторожные же и ленивые становятся в этот день первыми жертвами адовых отродий: таких людей начинает беспрерывно трясти, у них расслабляются суставы и ломит кости. 

"Измучив до полусмерти одного, лихорадка вселяется в другого. Бывает, что невидимая лихорадка зовет человека по имени. Если тот отзывается, она целует его в губы, а затем лихо радуется страданиям больного. О таком говорят: ему обметала губы болезнью лихоманка." 

Иногда лихорадка превращается в мелкую соринку или муху и примешивается к пище. Человек глотает ее и становится ее жертвой. Однако если эту соринку вовремя различить и распознать, что это лихорадка, то с ней можно справиться, бросив ее в огонь. 

В южных губерниях России лихорадок в прошлом представляли в образе молодых красивых девушек, которые, при совершении своих черных дел, становились невидимыми. Этнограф М.Орлов в связи с этим приводит такой случай: шел как-то мужик по дороге и увидел двух девиц-лихорадок, которые, не замечая его, вели разговор. Одна говорила, что пойдет к богатому барину, который очень любит пить дорогое вино, с этим вином он, дескать, меня и проглотит. А другая сказала, что пойдет к бедняку, и при этом назвала того самого мужика, который с ними встретился. Этот мужик, как только войдет в хату, сейчас и крикнет жене, чтоб она варила ему галушки, с первой же галушкой лихорадка и намеревалась внедриться в его утробу. 

И вот пришел мужик домой, и ему в самом деле крепко захотелось поесть галушек. Но когда жена, изготовив их, подала, он первую галушку есть не стал, а быстро кинул ее в кошель да и завязал, а потом мешок повесил в трубе, чтобы лихорадка задохнулась от дыма. Долго висела лихорадка в дыму и коптилась, и все это время люди не болели лихорадкой. Но мужика мучило любопытство: что делается с его пленницей, жива ли она или задохнулась? И вот он, чтобы взглянуть на нее, развязал кошель, а лихорадка и выпорхнула, и опять начала ходить по людям и мучить их. 

Обычно считалось, что сестер-лихорадок 12, но в некоторых областях верили, что их 40 или даже 77. Лихорадки в своих названиях несли те муки, которыми каждая из них терзала больного. 

Трясея человека трясла, Огнея производила внутренний жар, Знобея знобила, Гнетея ложилась человеку на ребра, Грудея - на грудь и сердце, Глухея закладывала уши, Ломея ломила кости, Пухнея вызывала отек тела, Желтея заражала желтухой, Корчея корчила руки и ноги, Глядея не позволяла сомкнуть глаза больному, Невея (мертвящая) - всем лихорадкам сестра старейшая - убивала человека. 

Когда у лихорадок много дела, то они, перелетая от одного человека к другому, не так долго трясут его и дают день-два отдыхать. 

"Ругательные имена по отношению к лихорадкам никогда не употреблялись. Страх перед болезнью заставлял оказывать почтение ее носительницам. В многочисленных заклинаниях к лихорадкам обращались даже так: Родимые Огнеи и родимые Знобеи." 

Тот, кто хотел излечиться, не ограничивался любезными словами. Лихорадку надо было умилостивить. В Нижегородской губернии больной относил 12 пирожков на перекресток дорог, клал их на землю и призывал лихорадок взять угощение, а его освободить от мучений. В других местах 12 пирожков с начинкой запекали в один большой пирог, который перевязывали поясом больного или ниткой из его одежды и оставляли на перекрестке. 

"Брали также в правую руку горсть пшена, шли к реке, поворачивались к ней спиной и произносили: "Лихорадки, вас 77, нате вам всем." После этого бросали пшено через голову в воду. 

Конский череп в изголовье постели 

Иногда непрошеную лихорадку пытались обмануть, спрятаться от нее, например, заперевшись в подвале дома, переодевшись и даже сообщив, что опасающийся приступа человек ушел. Под окнами и над дверьми писали: «Дома нет никого!», либо: «Вчера приди». 

Лечились от болезней, принесенных лихорадками, в основном магическими средствами. Например, чтобы в течение года не болеть лихорадкой, надо было проглотить во время пения в церкви «Иже Херувимы» пушинку вербы и каплю воска от свечки, с которой стоят на службе в Вербное воскресенье. Пушинку вербы также закатывали в хлебный шарик и давали съесть больному. Действенным средством от болезни считалась также растворенная в воде зола из церковного кадила. 

Чтобы излечиться от лихорадки, Страстной свечой выжигали крест на потолке, соскребали с него сажу, насыпали в «святую воду» и выпивали. 

Считалось, что лихорадки боятся собачьих удавок, свиных глаз и прочих магических предметов. Именно поэтому от лихорадки клали в изголовье постели конский череп, прятались внутри дохлой лошади либо покрывались лошадиной шкурой. 

Действенным средством от болезни считалась положенная под голову живая летучая мышь. Сельские знахари уверяли, что от лихорадки помогало и ношение сухой лягушки в ладанке, шкурки летучей мыши, змеи или ужа. 

Также в ладанках могли использоваться засушенные головастики, шкурки белок и зайцев, головки или крылышки водяных воробьев, земляные черви, засушенные свиные мордочки и пауки. Паука рекомендовалось положить в две половинки грецкого ореха и носить его на шее, а когда лихорадка пройдет, бросить его в текучую воду. 

В некоторых районах России срезанные волосы и ногти больного лихорадкой вкладывали в клешню живого рака и отпускали его в реку с приговором: «Плыви, рак, водою, забери лихорадку с собою». Больным лихорадкой знахари также рекомендовали «настоять рака в вине», а затем пить этот настой в течение недели...
Показать полностью...

Похожие записи (4)

Привет, листала много в интернете так ничего путного не нашла пост про харька, подскажите как отучить кусаться ему 3 месяца но тупой как валенок и по носу щелкали и за шкирку брали но не сильно грубо, жалко ведь, может кто подскажите пожалуйста

Наш босс ввел рабочий день на полчаса больше для курильщиков, подсчитав, сколько они тратят времени на перекуры. Считаю, что справедливо